Регистрация    Войти
Авторизация


Ответы на часто задаваемые вопросы налогоплательщиков (ч.7)

Ответы на часто задаваемые вопросы налогоплательщиков (ч.7)

Ответы вопросы на прозвучавшие в адрес налоговых органов от представителей малого бизнеса при проведении «Круглого стола» в Ейской торгово-промышленной палате 29.01.2013 г.

Ответы на часто задаваемые вопросы налогоплательщиков (ч.7)

Вопрос № 1. Насколько эффективно и разумно отправлять заказными письмами с уведомлением (т.е. идем на почту и получаем лично) извещение от ПФ РФ, налоговой о недоимках, пенях на копеечные суммы?

Ответ: Обязанность направления налогоплательщикам налогового уведомления на уплату налогов возложена на налоговый орган статьей 52 Налогового кодекса Российской Ф. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговым Кодексом не предусмотрено разделение сумм налогов на «копеечные» и «не копеечные».

Вопрос № 2. Заработная плата в «конвертах» становится массовой. Почему малоэффективны действия соответствующих органов?

Ответ: На основании ст. 136 Трудового Кодекса РФ «При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:
1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Таким образом, при получении работниками денежных средств в размерах, не соответствующих указанным в Трудовом Договоре, они имеют право обратиться к работодателю за разъяснениями сущности поступивших средств, и соответственно о размерах и об основаниях произведенных удержаний.

Реализация теневых схем оплаты труда осуществляется, как правило, за счет неучтенных наличных денежных средств, которые образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента) за счет занижения им фактически полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов.

При поступлении информации о фактах выплаты неучтенной заработной платы, неофициальном оформлении трудовых отношений и пр., налоговый орган проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта в целом, на основе имеющейся в налоговом органе информации с целью определения налоговых рисков занижения налогооблагаемой базы не только по налогу на доходы физических лиц, но и по соответствующим налогам, с учетом рекомендаций ФНС России по проведению предпроверочного анализа налогоплательщиков.

При прямом или косвенном подтверждении поступившей информации в отношении хозяйствующего субъекта и возникновении налоговых рисков занижения налоговой базы по налогам, налоговый орган принимает решение либо о проведении необходимых мероприятий налогового контроля, либо о приглашении хозяйствующего субъекта в налоговый орган на заседание комиссии по легализации налоговой базы (с учетом сбора необходимых доказательств), либо о назначении выездной налоговой проверки, в том числе совместно с органами внутренних дел.

В 2012 году Межрайонной ИФНС России № 2 по Краснодарскому краю было проведено 61 заседание комиссий по легализации объектов налогообложения. На заседания были приглашены 683 налогоплательщика, снизивших поступления НДФЛ в бюджет или имеющих задолженность по налогу. Явилось 444 налогоплательщика, их них 8 налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума и 1 налогоплательщик, выплачивающий заработную плату «в конвертах» (по жалобе работника в прокуратуру).

На заседания комиссий налогоплательщиками были представлены: гарантийные письма по погашению задолженности, графики погашения задолженности, платежные поручения с суммами уплаченного налога на доходы физических лиц. Кроме того, также представлялись обоснованные пояснения снижения поступления НДФЛ: отсутствие деятельности, сокращение численности, перевод работников на сокращенный рабочий день.
По результатам работы комиссий в бюджет поступило 17765 тыс. руб., 8 налогоплательщиков повысили заработную плату до 6300 руб., что позволило дополнительно получить в бюджет 10,0 тыс. руб. Указанные плательщики представили в налоговую инспекцию новые договора со своими работниками с увеличенной заработной платой.

По факту поступления письма из прокуратуры о выплате заработной платы «в конвертах» был приглашен руководитель организации. Директор представил ведомости по заработной плате работников с указанием заработной платы помесячно за 2011 год и 2012 год. Факт выплаты заработной платы «в конвертах» отрицал. Приглашенный для дачи пояснений по факту получения заработной платы «в конвертах» автор письма в прокуратуру в инспекцию не явился. В связи с этим ему было направлено напоминание о необходимости предоставления налоговой декларации о доходах с отражением в ней сумм полученной «в конверте» зарплаты и уплатой соответствующей суммы налога т.к. налоговый агент производил удержание НДФЛ с суммы выплаченной зарплаты согласно ведомости.

Также дополнительно сообщаем, что в соответствии с п.5 ст.226 НК РФ «при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства (т.е. до 01 февраля следующего года), письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога».

Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов и представляет собой справку о доходах по форме 2-НДФЛ.

Вопрос № 3. Налоговая инспекция и внебюджетные фонды по электронке получают информацию об открытии и закрытии расчетных счетов, затем дополнительно юридическим и ИП необходимо на бумажных носителях представлять эту информацию в определенно сжатые сроки. Если хотя бы на один день информация позже подана – шкаф в каждый фонд - 5000 рублей. Почему недостаточно только извещения от банка?

Ответ: Согласно пункта 2 статьи 23 Налогового Кодекса Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации либо месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или о закрытии счетов в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

В свою очередь банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счетов по организации либо индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе либо в электронном виде в налоговую инспекцию в течении трех дней со дня соответствующего открытия, закрытия либо изменения реквизитов такого счета, что также регламентируется Налоговым Кодексом статьей 86 НК РФ. Налоговые органы являются органами исполнительной власти и осуществляют контроль за исполнением налогового законодательства.

Вопрос № 4. Формы по регистрации юридических лиц и внесению изменений в ЕГРЮЛ сдаем в ИФНС рекомендованные, а не утвержденные, хотя их утвердили 25.01.2012года. Для кого их утвердили?

Ответ: 14 мая 2012 года Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (регистрационный номер 24139).

Согласно п. 6 указанного приказа ФНС России утвержденные им формы подлежат использованию со дня признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

По состоянию на сегодняшний день Постановление №439 от 19.06.2002г считается действующим. Налоговая инспекция принимает для государственной регистрации документы от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не только по утвержденным формам, но и по рекомендованным ФНС.

Вопрос № 5. Почему в требованиях МИФНС России всегда в графе «Справочно» общая сумма задолженности не соответствует данным выписки из лицевого счета налогоплательщика? Общая сумма указывается значительно больше, что вводит в заблуждение. Налоговики при проведении сверки просят не обращать внимание. Неужели так сложно упорядочить расчеты?

Ответ: В требовании СПРАВОЧНО указывается вся задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, на дату выставления требования. При получении выходных форм «Состояние расчетов» на эту же дату, итого по плательщику, в том числе по видам платежа учитываются не только задолженность, но и переплаты.

Согласно п.6 с т. 69 НК РФ Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Вопрос № 6. Работники налоговой инспекции отдела по работе с налогоплательщиками зачастую не владеют знаниями о ставках, сроках, базах по налогообложению, даже по местным налогам. За ответом отправляют на сайт МИФНС, в Интернет, либо к узким специалистам по данному виду налога. Не разумнее ли организовать личный прием граждан узкими специалистами налоговой службы?

Ответ: Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)" предусмотрено предоставление информации в установленном порядке.

В случае, если на вопросы, содержащиеся в запросе, ответ не может быть дан непосредственно должностным лицом отдела работы с налогоплательщиком, и для подготовки ответа требуется получение информации от структурного подразделения инспекции ФНС России, в компетенцию которого входит рассмотрение таких вопросов, к подготовке ответа привлекается должностное лицо указанного структурного подразделения.

Привлекаемое к подготовке ответа должностное лицо обязано представить необходимую информацию по существу вопросов должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги, либо непосредственно заявителю.

В случае, если для ответа на запрос в устной форме по вопросам, возникающим по конкретным обстоятельствам (в том числе о порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях заявителя), требуется представление извлечений из нормативных правовых актов, получение разъяснений Министерства финансов Российской Федерации и методических материалов, заявителю предлагается направить запрос в письменной форме в налоговый орган.

Личный прием налогоплательщиков специалистами ведется:
понедельник, среда: 9.00 - 18.00;
вторник, четверг: 9.00 - 20.00;
пятница: 9.00 - 16.45;
первая и третья субботы месяца: 10.00 - 15.00.

Вопрос № 7. Письменные ответы МИФНС на запросы налогоплательщиков содержат только отсылочные нормы на статьи НК РФ. Для решения вопросов по налогообложению постоянно приходится обращаться к платным услугам специалистов.

Ответ: В силу пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Согласно ст. 34.2 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

МИФНС России № 2 по Краснодарскому краю дополнительно сообщает, что получить ответы на вопросы, касающиеся налогового законодательства, можно на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru. Для этого достаточно воспользоваться электронными услугами «Часто задаваемые вопросы» и «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами».